Работа за кадром: как стать PR-агентом знаменитости и много зарабатывать
Обязанности PR-агента
PR-агент нужен артисту (или музыкальной группе), чтобы подогревать к нему интерес и создавать вокруг него легкую шумиху не только накануне выхода сингла или начала тура, но и в течение всей карьеры. Это влияет на востребованность и «стоимость»: герои новостей выше ценятся у заказчиков корпоративов и закрытых вечеринок. В общем и целом обязанности PR-агента выглядят так:
- Формирование и поддержка публичного имиджа артиста, повышение его медийности.
- Создание креативного информационного повода. Это может быть реальная новость из жизни (выход клипа, покупка машины, поездка на Мальдивы) или выдуманная.
- Умение грамотно использовать методы «черного пиара», сведение к минимуму имиджевого ущерба от появления сомнительных публикаций.
- Контроль контента в социальных сетях.
- Подготовка и рассылка пресс-релизов журналистам, ответы на их запросы, отчет о вышедших публикациях.
- Выдача аккредитации на мероприятия с участием артиста, организация съемок и интервью.
- Коммуникации с журналистами и редакторами.
- Проведение и анализ эффективности PR-кампаний.
Важные навыки PR-агента
В работе PR-агенту пригодятся многие мягкие навыки, которые востребованы на рынке труда: умение работать в команде, инициативность, уверенность, проактивность и т.д. Однако существует набор ключевых качеств, важных для любого PR-менеджера, работающего со звездой.
- ✅ Стрессоустойчивость. Напряженных ситуаций может быть сколько угодно, например: артист опаздывает на запись интервью, а «камни» от организаторов летят в PR-агента.
- ✅ Работа в режиме многозадачности. У серьезных медийных персон в штате — целая команда профессионалов из пиарщиков, ивент-менеджеров, личных помощников, администраторов. У менее востребованных артистов пиарщик часто выполняет обязанности и тех, и других, и третьих. Он может одновременно договариваться об отдыхе по бартеру, помогать выбирать одежду для съемки, ходить за кофе.
- ✅ Креативность. Прежде всего, это качество важно для пиарщиков, задача которых — раскрутить неизвестного пока артиста. Поэтому и появляются легенды, что «этот певец поет жабрами», а «к той певице рифмы песен приходят из потустороннего мира».
- ✅ Тактичность. Каким бы ни был итог общения со СМИ, важно уметь держать лицо — конфликтных личностей быстро заносят в черные списки, с какими бы звездами они ни работали.
- ✅ Грамотность. Странно, когда от пиарщика приходит пресс-релиз или обычное сообщение, написанное с ошибками. Это не только формирует негативное представление об отправителе, но и бросает тень на его клиента.
Вход в профессию PR-агента
На PR учат в колледжах и высших учебных заведениях. О вузах, которые выпускают востребованных специалистов, можно узнать здесь. Но именно в этой сфере трудятся люди с разным образованием, например, филологи или менеджеры проектов. Главное для кандидата — обладать теми качества, речь о которых шла выше плюс чутье, насмотренность и понимание общих принципов работы индустрии.
Процесс трудоустройства зависит от масштабов артиста. Например, звезды из А-листа будут предъявлять к кандидатам повышенные требования: образование (в основном высшее), теплая база контактов в СМИ, включая личные знакомства, владение принципами PR-кампаний и PR-стратегий, в том числе агрессивными, успешный опыт работы в сфере digital. Другими словами, будут искать того, кто «в теме». С начинающими исполнителями легче. Продюсерские центры, музыкальные лейблы и крупные агентства периодически ищут PR-менеджеров для своих артистов, и размещают вакансии на hh.ru или в своих соцсетях. Многие готовы брать людей практически с нулевым опытом. Можно в принципе не дожидаться появления вакантного места и направить потенциальному работодателю резюме — в шоу-бизнесе ценится инициативность.
Часто пиарщиками звезд становятся люди, которые работали в глянце, например, рядовыми журналистами или продюсерами, которые по долгу службы общаются со звездами. Из других способов — нетворкинг или старое доброе «сарафанное радио». Варианты трудоустройства тоже разные: пиарщик может числиться в штате PR-агентства или непосредственно в ООО или ИП артиста.
Плюсы профессии PR-агент...
Именно поэтому у многих пиарщиков оформлена самозанятость. Это же дает возможность самостоятельно выбирать клиентов.
Полезные знакомства позволяют реализовать свои идеи, расширить зону комфорта, они могут пригодиться не только в работе, но и в решении житейских проблем.
Каждый проект, каждый выход в свет со своим «подопечным», каждое интервью и съемка — это новые впечатления и новый опыт.
...и минусы
Творческие личности — люди часто с подвижной психикой: радость и раздраженность могут проявлять на все сто. От перепадов настроения клиента спасают стальные нервы и чувство юмора.
Алина Попова:
«Если говорить о „капризности“ звезд, то здесь все неоднозначно. На своем опыте могу сказать, что это плотно укоренившийся стереотип, который не имеет ничего общего с реальностью. Нет никакого правила, по которому знаменитый человек обязательно должен быть капризным или надменным. Есть просто люди хорошие или плохие, со своим характером, жизненными ценностями и правилами. За 12 лет работы в бизнесе я встречала очень много скромных и приятных популярных людей».
Звезд разной степени популярности часто приглашают выступать на днях города, на частных вечеринках в разных уголках страны. Одни артисты в поездках обходятся своими силами, другие в обязательном порядке включают пиарщика в делегацию. Зато есть возможность посмотреть страну.
Алина Попова:
«Необходимо постоянно находиться рядом с артистом, а выступления и интервью часто проходят в выходные и праздники, заканчиваются за полночь, или вообще только начинаются в это время. При этом с утра пораньше уже может прийти запрос от СМИ, на который необходимо ответить. Недаром сами пиарщики говорят: работая с артистом, ты живешь двумя жизнями».
«Как правило, в этом бизнесе нет понятия „полноценный отпуск“. Во многих структурах, когда человек уходит в отпуск, он имеет законное право выключить рабочий телефон, не проверять почту, игнорировать все, что каким-либо образом связано с работой. В шоу-бизнесе есть два слота в год, когда активность практически отсутствует: первые три недели в августе и первые три недели в январе, когда можно позволить себе улететь куда-то. Но выключить телефон и игнорировать мессенджеры — никогда, так как риск пропустить срочное и важное предложение очень высок».
Доход PR-агента
Начинающие пиарщики без опыта зарабатывают от 30 тысяч. Чем больше опыт, тем выше заработок. Доходом «в рынке» считается 70–100 тысяч ₽. Небольшой гонорар предлагают, например, актеры, артисты балета, астрологи. Но можно одновременно вести несколько клиентов. Пиарщики топов индустрии могут получать до полумиллиона-миллиона в месяц. Известны случаи, когда знаменитости дарили своим PR-директорам квартиры в Москве, помогали запустить и раскрутить собственный проект.
Смежные профессии
Профессия PR-агента позволяет прокачать многие хард-скилы, которые позволяют найти себя в других профессиях. Вот лишь несколько вариантов карьерных траекторий.
- ✅ PR-специалист. У каждого бизнеса — свой подход, аудитория, инструменты. Безусловно одно: пиарщики, особенно высококлассные, нужны всем, кто продает услуги или товары. Главное — владение базовыми знаниями.
- ✅ Корреспондент. Переходу в журналистику способствует постоянная работа со слогом. Нередко пиарщики становятся светскими хроникерами и, учитывая связи в шоу-бизнесе, поставщиками эксклюзивных новостей.
- ✅ Диджитал-маркетолог. В эту профессию легко конвертируются такие навыки, как проведение PR-акций (в том числе при отсутствии финансовых вливаний), умение адаптироваться к нестандартным ситуациям, способность чувствовать целевую аудиторию, креативность.
- ✅ Дизайнер. Освоение этой профессии облегчит, например, понимание того, как создаются презентации, афиши, обложки релизов, промоматериалы, как верстаются сайты. Пиарщики, как правило, люди с развитым чувством прекрасного — это еще один бонус при переходе в сферу дизайна.