не трудоустроен
Сочи
Специалист по бюджетированию и стандартизации документооборота
*** БЮДЖЕТИРОВАНИЕ и ВНУТРЕННИЕ СТАНДАРТЫ ***
Систематизируя, - что САМ знаю, и что ДРУГИЕ пишут.
ВВЕДЕНИЕ. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ЗАМЕСТО БАНКЕТА
2015 год. Россия. Нефтяной банкет окончен. Депрессия + инфляция. Предприятия - в большинстве своем - начали «резать расходы». В толерантном переводе это звучит как – «более ответственно подходить к проблеме бюджетирования расходов».
Как это - «более ответственно» ?
Отвлекитесь на 7-8 минут от текучки. Кто знаком с бюджетированием, - будет интересно.
РАЗДЕЛ 1. СДЕЛАЙТЕ МНЕ КРАСИВО.
“Выполнение плана – долг , перевыполнение – честь” . Откуда этот лозунг ? Первое, что приходит в голову поколению постарше – это из “Кодекса строителя коммунизма”. Те, кто чуть помоложе и продвинутее, интуитивно предполагают что это - из “Кодекса сотрудника” современных корпораций. Однако и те, и другие ошибаются. Напомню, в “Кодексе строителя коммунизма” в СССР во главу угла ставилось “удовлетворение всёвозрастающих потребностей (советского) народа”, а современные “социализированные" капиталисты вполне аналогично прописывают “удовлетворение потребностей клиентов”.
Так откуда взялось это искаженное восприятие необходимости выполнения плана ? Если отбросить в сторону пропагандистскую шелуху, то годовой план – это желание руководства видеть будущее в розовом цвете. Нет, разумеется, я понимаю, если у коммерческого предприятия (и это не Г а з п р о м – бери или плати, и не С у х о й на госзаказе – с ними все понятно) есть обоснованные данные по потребностям клиентов на ВЕСЬ будущий год, давайте вместе порадуемся. В реальности, кто там может заглянуть в потребности своих клиентов дальше, чем на 3-4 месяца ? Как сказал один политик , - “не только лишь все, мало кто может это сделать”.
В результате - с помощью годового планирования осуществляется естественное желание руководства увидеть будущее в розовом цвете. В процесс планирования вовлекаются начальники различных уровней, от которых требуют цифры (бюджеты), но достичь нужно таких цифр - чтобы в итоге появился тот самый розовый цвет – в хорошем смысле этого слова. Сам процесс планирования (когда подбираются нужные величины бюджетов на будущий год) в итоге превращается в осознание обычно суровой реальности цифр начальниками всех уровней.
Замечательно. Мы подошли к парадоксальному заключению.
А именно, мы теперь можем ответить на вопрос – в чем смысл годового планирования ? Вы будете смеяться, но получается -
“ В процессе осознания суровой реальности начальники различных уровней реализуют желание руководства изображать будущее в розовом цвете”.
Парни, нас всех кидают с этим “годовым планированием”, что ли ? Методично, из года в год. Я бы даже сказал – маниакально методично.
Нет, польза конечно есть – в процессе планирования начальниками всех уровней познается реальность , вернее её – в последние годы чаще суровая – годовая перспектива. Но, как говаривал один небезызвестный политический деятель– “Цель – ничто, движение – всё”. В отношении годового планирования с этим трудно не согласиться.
РАЗДЕЛ 2. ПОНЯТЬ И ПГ’ОСТИТЬ.
Вот, мы все уже поняли, что во всех бедах планирования виновата суровая реальность жизни. От этой суровости и возникает то самое искаженное восприятие. Другой вопрос – “Что делать?” .
Ответ простой – забить на это “выполнение плана”. А вот бег с препятствиями в процессе планирования необходим, иначе будете думать, что во всем виноват, образно говоря, Генсек ЦК КПСС.
Возвращайтесь к истокам Кодекса. Кто там у нас на первом месте? – клиенты. Вот с ними плотно и работайте. Будут ли платить премии работникам в случае невыполнения плана ? Это забота высшего руководства предприятия. Если у руководства в голове есть хотя бы одна извилина, то будут платить премии не по факту выполнения плана, а по конъюнктуре, по факту усиления позиции предприятия на рынке.
РАЗДЕЛ 3. КАК УКРАСТЬ не МИЛЛИОН, а 100 МИЛЛИАРДОВ
Удивляет однако и другое. Руководство, зажатое в тисках суровой реальности и розовых мечт, предлагает своим экономистам и аналитикам “разработать мероприятия по снижению расходов”, “установить контроль за расходами” и т.п. . Ребята, а у вас на предприятии работает система контроля ? Нет, я не просто о внутренних ревизорах.
Я о Внутренних Стандартах. Можно изобретать велосипед. Наверное, это полезно. И креативно. А можно просто взять опыт у американцев. У США. Вы не представляете, какие там мошенники.
Вот , - корпорация Энрон, бывший энергетический супер-гигант, в конце 90-х годов 6 лет подряд признавалась “лучшей инновационной компанией США”. Годовой оборот – 100 миллиардов долларов. Это где-то 25% от тогдашнего ВВП России. Эти ребята более семи лет морочили голову ВСЕМУ американскому истеблишменту своими супер-прибылями . Эти супер-продвинутые в области финансов парни получаемые кредиты (авансы) записывали себе в обороты, а ручные супер-классные аудиторы подмахивали одобрямс. И купались в лучах славы. И вдруг, в декабре 2001 – банкротство. Тотальное бакротство. Акции – на нуле. Шок. Чтобы русскому человеку было понятнее, это если бы завтра, к примеру, Г а з п р о м или Р о с н е ф т ь объявили бы о банкротстве и пустили бы своих - и кредиторов и непростых акционеров по миру. Типун мне на язык.
РАЗДЕЛ 4. ТОТ, КТО НАМ МЕШАЕТ – ТОТ НАМ ПОМОЖЕТ
Что сделали американцы, чтобы противодействовать такого рода нежданчикам? Корпорация Энрон ведь не одна в то время отличилась, там в Америке было немало такого рода мошенников, но помельче. Американцы придумали Закон SOX. Стандартизация внутренних бизнес-процессов. Стандартизация внутреннего документооборота. Независимый от экзекутива внутренний аудит.
И с лета 2002 года. Хочешь, чтобы твою компанию считали надежной ? Хочешь котировать акции на американских биржах ? Вводи систему Внутренних Стандартов – и так далее, - по Закону SOX. Это и будет СИСТЕМА внутреннего контроля. Система контролирует сама себя. Проще говоря - все (у кого есть информационный доступ) контролируют всех.
РАЗДЕЛ 5. ЛЕКАРСТВО В БОЛЬШИХ ДОЗАХ - ЯД
Нет, конечно, и в системе Внутренних Стандартов можно все зарегулировать и дойти до абсурда. В Законе SOX каждое предприятие может найти некритичные для своего финансового состояния процедуры контроля, которые не нужно вводить. Если вы не котируете свои акции на бирже в США, то зачем вам оно ? Система Внутренних Стандартов должна быть эффективной, но максимально экономной.
Но без самого существования системы Внутренних Стандартов (без системы стандартных бизнес-процессов, без стройной, удобной системы внутреннего документооборота), - которая четко прописана (и которая достаточно просто документарно контролируема как внутренними аудиторами, так и самим руководством) – невозможно эффективно и экономично «контролировать расходы», т.е. делать то , что сейчас называют «бюджетированием».
РАЗДЕЛ 6. ДОГОНИМ ЛИ АМЕРИКУ
Удивляет, что до сих пор в России тема Внутренних Стандартов во многих образовательных программах (и программах «повышения квалификации» для руководителей предприятий, финансовых и коммерческих директоров) не затрагивается. Реально изучается много как полезного материала - для практического применения, так и познавательного материала - для общего профессионального развития и возможного применения в будущем.
Стратегическое планирование, факторный анализ, инвестиционная деятельность, принципы ценообразования, маркетинговая активность и много чего хорошего ещё. А вот тема Внутренних Стандартов не раскрыта. Печалька. Учат водить автомобиль (и учат нормально), но не учат правилам дорожного движения.
А как бороться с авариями на дорогах? Есть два метода. Первый – «надо каждый раз подбирать оптимальный скоростной режим», и второй – «надо бы выучить правила дорожного движения». Выбор за руководством. Я бы рекомендовал оба. Тут не нужно догонять и перегонять Америку, всё гораздо дешевле.
РАЗДЕЛ 7. ВЫ ВСЁ ЕЩЕ ЗДЕСЬ ? ТОГДА МЫ ИДЕМ К ВАМ.
Если Вы дочитали до сих пор и не убежали, и не заснули, то давайте тогда уже уточним, что же такое Внутренние Стандарты.
Итак. Внутренние Стандарты состоят из перечня стандартных форм (бланков), которые используются в стандартных внутренних бизнес-процессах, т.е. некая «номенклатура дел», поскольку все эти формы раздельно регистрируются и архивируются. Любой внутренний бизнес-процесс получает на предприятии внутренний статус «стандартного» после создания «под него» стандартной формы (бланка) – и становится автоматически обязательной внутренней процедурой для ВСЕХ работников - после соответствующего письменного Распоряжения руководителя предприятия.
Таблица Внутренних Стандартов дополняется , естественно – всеми формами (бланков), скрипт-схемами стандартных бизнес-процессов, а также таблицами Контроллинговых Стандартов, где, в частности, указывается текущая персонификация.
Принятие решения об установлении на каждом отдельном предприятии Внутренних Стандартов вообще, и стандартизации финансового документооборота в частности, - является неизбежным следствием введения руководством процессов бюджетирования – прежде всего в коммерческих организациях.
Естественно неизбежным, в том случае, когда руководство действительно стремится получить надежно работающую систему бюджетирования для получения – в итоге - надежной финансовой (управленческой) отчетности. А также в том случае, когда ставится задача перехода на электронный финансовый документооборот – ведь без системы Внутренних Стандартов разработчики софта просто не смогут прописывать алгоритмы документооборота.
Если хотите более подробные, конкретные объяснения деталей системы – их есть у меня. На 2-3 часа загружу.
РЕЗЮМЕ . МОЁ РЕЗЮМЕ - КОРОТКО
МОЁ РЕЗЮМЕ - КОРОТКО
* 18 лет опыта работы в финансах.
* Последние 3 года не работал (так получилось), зато изучил специализированную литературу, и теперь глубже понимаю сильные и слабые стороны процесса бюджетирования.
* Сейчас ищу работу, готов к переезду.
* Умею систематизировать большие массивы информации.
* Без вредных привычек.
* Подтянут, энергичен.
* Неконфликтен - в пределах разумного и системного.
* Английский, немецкий.
* Есть мнение, что если человек не работает год – то он теряет некую «квалификацию» … сообщаю всем, что ничего принципиально нового в теории контроллинга за последние три года не появилось, а практическое требование момента - это оптимизация управленческой отчетности и сокращение сопутствующих IT-затрат. Поэтому ключевым требованием к контролеру как было, так и остается его умение перерабатывать большие массивы информации из различных баз данных (с время от времени изменяющейся структурой) и перегружать их в унифицированные Excel-программы, адаптированные под возможность структурных изменений.
Юрий Белозёров , г. Сочи
+7 938 494-92-46
belozyorov22@mail.ru