Судостроение: топ фактов об отрасли по итогам семи месяцев 2024 года
Факт 1. За семь месяцев 2024 года российские работодатели, связанные со сферой судостроения и судоремонта, разместили на hh.ru более 16 тысяч вакансий, превысив прошлогодний спрос на кадры на 22%. Пиковыми по спросу на персонал с начала года были март и июль, в эти месяцы работодатели разместили 3,7 тысячи и 3,3 тысячи вакансий соответственно. При этом относительно 2022 года спрос на рабочих и специалистов в судостроении в целом по стране вырос уже на 155%.
Факт 2. Работодатели на Северо-Западе за семь месяцев этого года успели разместить более 5 тысяч новых вакансий, связанных со сферой судостроения и ремонта. Это на четверть (+26%) превышает прошлогодние показатели. Абсолютным лидером и в целом по РФ, и в СЗФО по «аппетитам» работодателей традиционно остаётся Санкт-Петербург: здесь частные и государственные компании из судовой сферы разместили почти 4 тысячи вакансий, что на 31% больше, чем в 2023 году. В целом в Санкт-Петербурге размещается каждая четвёртая вакансия по стране в сфере судостроения.
Факт 3. Среди регионов СЗФО на втором месте по количеству рабочих мест в судостроении Ленобласть (более 500 вакансий). По сравнению с прошлым годом спрос на кадры у судостроителей Ленобласти вырос на 6%. При этом абсолютным лидером по росту спроса на судостроителей по итогам семи месяцев этого года по сравнению с 2023-м стала Архангельская область, здесь работодателям потребовалось на 91% больше новых работников, чем раньше.
Факт 4. Самыми востребованными профессиями, представителей которых чаще всего искали компании-судостроители с января по июль этого года, стали токари (10%, или каждое десятое рабочее место), слесари, инженеры-конструкторы, сварщики и разнорабочие. На эти шесть профессий приходится более трети всего объёма рабочих мест с начала года в отрасли.
Факт 5. Жители СЗФО оказались в числе самых активных соискателей в сфере судостроения. Так, петербуржцы оказались самыми заинтересованными среди других россиян, строящих карьеру на флоте или в судостроении. С начала года каждое второе резюме в отрасли размещали именно жители Петербурга. Также в топ регионов с самыми активными соискателями в судостроительной отрасли вошли Ленинградская (6-е место по активности соискателей, желающих строить и ремонтировать корабли), Архангельская (7-е место), Калининградская (8-е место), Мурманская (12-е место) области.
Факт 6. Зарплаты в судостроении достигли 91,9 тысячи рублей, что превышает доход судоремонтников в прошлом году на 11,4 тысячи. Одни из самых высоких зарплат судоремонтникам предлагают работодатели Архангельска (186 тысяч рублей), на втором месте по уровню зарплат судостроителей компании из Северодвинска (125,6 тысячи рублей), компании из Мурманска на третьем месте (116 тысяч рублей). Также высокие зарплаты предлагают судостроителям работодатели из Гатчины (110 тысяч рублей), Санкт-Петербурга (102,7 тысячи рублей), Калининграда (87,5 тысячи рублей), Всеволожска (85 тысяч рублей), Кронштадта (83 тысячи рублей), Петрозаводска (80 тысяч рублей).
Факт 7. Совместный опрос Службы исследований hh.ru и Кингисеппского машиностроительного завода (КМЗ) показал, что свыше 90% работодателей из сферы судостроения испытывают острый дефицит персонала. Более того, компании заявляют, что им на 71% стало сложнее набирать персонал. И наибольшие трудности судостроительная отрасль сейчас испытывает в поиске и подборе специалистов и рабочих. Причём по сравнению с 2023 годом сложность поиска рабочих для нужд судостроения выросла сразу на 24%. Специалистов отраслевикам стало искать на 9% сложнее (о кадровых проблемах сообщили сразу 60% опрошенных компаний).
Чтобы справиться с кадровым дефицитом, работодатели из судостроения применяют сразу целый арсенал решений. 76% повышают зарплаты, причём как текущим, так и новым специалистам. Ещё 65% заявили, что работают с вузами и ссузами, занимаясь профориентационной работой. Ещё 53% прокачивают бренд работодателя, донося, чем хороша их компания и почему быть рабочим в судостроении престижно.
Также компании поделились мнением, что нужно сделать, чтобы исправить кадровую ситуацию. 47% работодателей ратуют за увеличение количества бюджетных мест в профильных вузах. 41% считает, что нужно срочно менять государственную политику в части популяризации инженерных и рабочих специальностей. Столько же добавляют, что нужна госпрограмма по переквалификации, направленная на усиление отрасли.
____________
Обращаем ваше внимание: при использовании результатов данного исследования ссылка на источник (для электронных изданий — гиперссылка на hh.ru) обязательна.