Процессники и результатники: зачем понимать разницу и как отличить одного от другого
Штрихи к образу
Уже из формулировок «процессник» и «результатник» примерно понятно, кто есть кто и чего ожидать от каждого из них. Тем не менее портреты пишутся мелкими и частыми мазками — вот на них и стоит задержать взгляд. Посмотрим на характерные черты каждого типа: как почитатели процесса и адепты результата проявляются, как подходят к рабочим задачам, как в целом относятся к карьере. И вот тут пригодятся настройки фокуса: результатник сосредоточен на итоге, процессник — на самом деле, которое выполняет; результатник будет доволен только тогда, когда увидит, что цель достигнута, а процесснику будет хорошо не думать о результате, но получать удовлетворение от того, чем он занимается. Это если коротко. А теперь покопаемся в деталях.
Что ещё можно сказать про процессников?
- Этому типу людей достаточно факта, что есть работа, которую нужно выполнять, и она понятная, вполне приятная и знакомая. У них скорее конвейерное сознание: процессники не против заниматься предсказуемыми вещами постоянно и никогда не размышляют в духе «что ни день, то рекорд», скорее — «будет день, будет пища».
- Не то чтобы процессники работают бесцельно. Речь о том, что их цели могут быть не такими впечатляющими и явными, как у результатников. Например, в принципе (когда-нибудь) справиться с поставленной задачей или даже просто заниматься ею. Их больше увлекают качественные показатели, а не количественные, поэтому и торопиться им некуда.
- Добиться результата с пометкой «вау» (а иногда и добиться в принципе) процессникам мешают трудности, которых эта категория старается избегать. Им спокойнее выполнять привычные обязанности, а от вызовов они не приходят в восторг, в отличие от результатников. Только безоблачный горизонт, только ровная дорога. К сожалению, в бизнесе часто всё наоборот.
- В то же время, так как увлечены процессом, они замечают все тонкости или недочёты, которые могут не увидеть те, кто широкими шагами к успеху шёл. Они же их и исправляют. Правда, как мы поняли, иногда это «засасывает» и на отработке одной такой ошибки процессники могут застрять надолго.
- Если мы имеем дело с (гипер)ответственным процессником, он отдаст всего себя работе, будет трудиться искренне и, скорее всего, качественно, но часто без мотивации или на её самом низком уровне. По принципу: есть задание — надо делать. Ради чего ещё так много работать и можно ли получить за это какой-то профит, он вряд ли задумается. Чревато пере- или выгоранием.
- Системность, въедливость, восприимчивость к рутине и усидчивость — опорные точки в собирательном образе процессника. Благодаря им такие сотрудники часто становятся старожилами компаний и знают всё о том, как те функционируют, и даже немного больше.
Конечно, маятник качеств способен качнуться в любую сторону, и у вашего процессника может быть ещё с десяток индивидуальных «опций», которые в итоге делают его очень ценным и эффективным сотрудником или же сеятелем неразберихи и тем, кто вообще не доводит до конца ни одно дело. Здесь как повезёт с «конфигурацией».
А что про результатников? Считается, что их ценят больше, особенно в тех сферах, где всегда надо «выше, быстрее, сильнее». Но, оказывается, их схема «вижу цель — иду к ней» не всегда так совершенна, как кажется.
Что ещё выдаёт результатника?
- Это люди-цифры, люди-показатели, люди-цели. Им претит формула «работать, чтобы жить». Их кредо: работать, чтобы достигать. Пока процессник размеренно и буднично трудится, результатник каждый день приближает себя к взятию вершины и в офис идёт с мыслью о ней. Неважно, какого размера эта вершина.
- Путь к цели каждый результатник прокладывает вольным стилем. Есть те, кто предпочитает брать её быстро и без церемоний. Есть другие, которые могут выстроить детальную стратегию, учесть все попутные мелочи и удачно финишировать. Но в обоих случаях работа без цели для них не имеет смысла.
- Может показаться, что результатник, как универсальная «машина», всегда сам знает, куда идти, и двигается без остановок, но это не так. Нередко и таким целеустремлённым сотрудникам требуется навигация извне: помощь руководителя или другого человека, который подскажет, в какой части лучше сверяться с картой по пути к главной метке.
- Когда результатник — не новичок, как правило, он способен принимать быстрые (и верные) решения в форс-мажорных ситуациях. Даже если внешние условия начнут стремительно меняться, такой сотрудник по-прежнему будет ясно видеть цель, но найдёт уже другие способы её достижения, согласно новым вводным.
- Результатники объективны, требуют определённости в постановке задач и сами готовы держаться этой стороны в их выполнении. Если у процессников понятие результата, а особенно хорошего результата, размыто, для результатников оно имеет самые чёткие очертания.
Как видно, получить результатника в штат — тоже не означает автоматически вытянуть счастливый билет. Но если базово это тот рабочий темперамент, который вам нужен, отрегулировать плюсы и минусы сотрудника можно в процессе работы с ним.
Я угадаю этого кандидата с трёх нот
Когда речь идёт о большой компании с разветвлённой структурой, включающей HR-отдел, для того чтобы отличить процессника от результатника, есть целый арсенал: многоступенчатые собеседования, ассесмент, стресс-тесты, вероятно, время и возможности проверить претендента по прежнему месту работы. Но представим, что ничего этого нет, а есть руководитель и эйчар в одном лице, и принять решение нужно здесь и сейчас. Какие вопросы задавать на собеседовании, чтобы идентифицировать человека?
Для начала попросите соискателя описать его прошлый опыт. Если он говорит: «Занимался маркетингом, отвечал за рекламу и продвижение, организовывал мероприятия», — с большой долей вероятности он — процессник.
Результатник тот, кто скажет: «Провёл 5 мероприятий на 2000 гостей каждое с участием „имя топового эксперта“, придумал и реализовал проект, который поднял выручку компании на 30%, увеличил конверсию корпоративного сайта на 10%».
Точно так же поможет вопрос и на будущее. Про свои планы, скажем, через 5–7 лет, процессник скажет туманно: «Буду работать на любимой и интересной работе, учиться новому», уверенный результатник: «Займу ваше место». Само собой, это примеры из области классических представителей видов, но примерное настроение и амбиции категорий понятны.
Пока собеседник говорит, также обратите внимание на речь. Законченные предложения с глаголами совершенных форм: сделал, решил, нашёл (а не делаю, решаю, нахожу), чёткий и ровный голос, последовательность и логичность в разговоре — признак результатника. Конечно, с голосом всё в порядке может быть и у процессника, но формулировки будут мягче, как будто неопределённее или вариативнее.
По мнению эйчаров и бизнесменов, с которыми мы поговорили, процессников и результатников в «чистом» виде не так уж много. Это скорее хорошая новость, ведь вы всегда можете «донастроить» подчинённого в нужную сторону. Например, «обточив» личность процессника, поработав с его принципами и рабочими привычками, получить начинающего результатника. Наверное, и обратные переходы возможны и случаются, но чаще всего бизнес всё же заинтересован в том, чтобы человек знал, что такое результат, и мог его показать.
Так как же работает трюк с превращением и всегда ли он нужен? Если вы видите большой потенциал и задатки результатника в знакомом вам процесснике и в ваших планах продвигать его вперёд, есть смысл заняться «переформатированием». Но только если это совпадает с интересами сотрудника. Есть несколько советов, с чего можно начать:
- Чтобы притяжение к конкретному и осязаемому достижению работало в будущем результатнике лучше, попробуйте двигаться с пока ещё процессником через реперные точки — промежуточные результаты. Раз за разом одерживая маленькие победы, он может войти во вкус и переориентироваться на результативный тип мышления.
- Эйчары советуют как можно больше говорить с ним о цели проекта: какой итог ожидается от работы, в чём он будет выражаться, как вы и сотрудник сможете понять, что результат достигнут и он хорош. На этом этапе лучше быть точным до занудства, как в той рекламе «сколько вешать в граммах».
- В идеале это должно привести к тому, что сотрудник сам научится ставить себе задачи, определять характеристики успешности их выполнения, рассчитывать время и ресурсы на это. Наращивание ответственности, понимаете, да?
- Проводите общие отчётные совещания, где процессник сможет наблюдать за плодами стараний коллег, сравнивать со своими показателями и вдохновляться на большее.
Можно пойти и по усиленной программе, кроме личного наставничества подключив коучей и бизнес-тренеров. Ведь если именно этот подчинённый нужен вам в роли предприимчивого лидера и ему до него не так уж далеко, стоит выложиться на максимум. Ему тоже, разумеется.
Кому и где будут рады
Результатники и процессники одинаково полезны рынку, но каждый по-своему. Там, где процессник с его набором скилов справится, результатник не пройдёт, и наоборот. Логично, что каждому виду сотрудников нужна работа по способностям, чтобы и у них не было диссонанса, и у вас не возникло проблем из-за того, что задание ушло не тому человеку. При этом комбинации внутри коллектива могут быть абсолютно разные: некоторому бизнесу требуются только «злые до работы» результатники, и он выбирает из них, какие-то компании заинтересованы в смешанных командах, так как задачи у организации разные и распределять их нужно между работниками с разными подходами к обязанностям.
Как понять, кому что доверить? Оттолкнувшись от главной цели поиска сотрудника в принципе. Вы продаёте что-то, оказываете услуги или занимаетесь строительством? Тогда вам нужен человек, который умеет, как принято сейчас говорить, работать на результат. На результат, который можно измерить и выразить в конкретных величинах.
В каких сферах востребованы результатники — люди, которые (чаще всего) самостоятельно умеют выстраивать стратегию и двигаться по ней к цели?
- В PR-сфере.
- В ИТ-сегменте.
- В маркетинге.
- В ретейле.
- В административной работе.
- В логистике.
А где пригодятся хорошие исполнители, способные сосредотачиваться на повседневных задачах, то есть процессники?
- В бухгалтерском деле и в целом в сфере финансов.
- В вопросах аналитики.
- В исследовательской и научной нишах.
- В преподавании любого уровня.
Это не весь список и даже не его половина. Но, работая в своей отрасли, вы наверняка понимаете, какие люди там ценятся. Имея этот гайд и всё же опираясь на личный опыт, вы уже можете вычислить тех, кто за результат, и тех, кто за процесс, и понять, что из этого сейчас вам нужно больше.
✱ Мнение авторов и экспертов может не совпадать с позицией редакции hh.ru↩ К другим статьям