Для подготовки рейтинга Business Mobile Banking Rank 2022 консалтинговое агентство Markswebb внимательно изучило приложения 11 ведущих российских банков: оценило их по 146 пользовательским сценариям, семи юзабилити-тестам, экспертной оценке и опросу 250 бизнес-клиентов банков. И приложение ПСБ получило очень высокие баллы, войдя в топ-2 среди приложений для малого бизнеса и в топ-3 среди приложений для ИП, не имеющих сотрудников. Также оно стало лучшим на этапе юзабилити-тестов, когда бизнесмены оценивали удобство приложений в решении своих ежедневных задач.

Конечно, само по себе признание в рейтинге агентства Markswebb не было целью ИТ-команды ПСБ. Но оно стало прямым следствием принятого ею подхода к разработке:

Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»

«Сначала заточить топор»: особенности разработки в ПСБ

Быстро и качественно делать приложения помогает система продуманных технических и организационных решений. Одна из самых важных особенностей мобильной платформы ПСБ с точки зрения разработчиков — модульность. Приложение разбито на независимые модули, так что изменения в одном не нарушают работу других.

Команда может быстро зарелизить даже одну-единственную фичу, нужную клиентам, а не ждать общего релиза с множеством изменений. Кроме того, разработчику не нужно разбираться во взаимосвязях кода в монолитном ядре. Поэтому даже разработка сложного банковского приложения в большой команде ПСБ становится простой и быстро реализуемой задачей, как в молодом эффективном стартапе.

Частые релизы не создают излишних рисков: перед релизом код покрывается юнит-тестами, проходит автотесты, ручное тестирование, UI-тесты и полное регресс-тестирование.

Другое важное преимущество: команде разработки выделяется 20% технического времени (два дня в каждом спринте — работа выстроена по скрам). Задачи на это время ставятся самим блоком ИТ: вместо фич для пользователей разработчики делают инструменты для самих себя. Главное правило технического бэклога — четкий фокус. Не бывает ситуации «иди поищи чем заняться»: техлиды ставят задачи так, чтобы работы в техническое время поддерживали бизнес-цели банка. А разработчикам такая фокусировка помогает видеть техническое состояние проекта в целом, понимать свой личный вклад в него и не распыляться на маловажные задачи.

Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»
Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»«Задачи на техническое время заранее планируются. Это может быть R&D по новым технологиям, CI/CD, выделение кода в отдельный модуль — все, что потом позволяет создавать клиентские фичи быстрее и с бóльшим комфортом для себя».
Кирилл Маканков, руководитель отдела мобильной разработки ПСБ

В ПСБ следуют современным трендам разработки (например, модульность, асинхронное программирование с использованием async/await) и работают с актуальным стеком. Так, команда iOS уже перешла с CocoaPods (по сути, предыдущий стандарт iOS-разработки) к Swift Package Manager, разработчики Android переходят на архитектуру MVVM и Coroutines. Для упрощения рутины все команды используют кодогенерацию.

Стандартизация практик разработки позволяет не изобретать велосипеды для решения одних и тех же типичных задач, а заново использовать готовые решения и так экономить время. А принципы SOLID помогают сделать код более гибким.

Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»«К примеру, 80% экранов в iOS — это таблицы или коллекции. Их создание на 95% состоит из копирования кода и на 5% — из изменений. Стандартизация и применение SOLID помогли нам сократить время реализации большинства таких экранов до минимума.
Кирилл Маканков
Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»

Для каждой платформы мы создали общую дизайн-систему с наборами идентичных по функциональности и значению элементов. Это позволило ускорить разработку, так как теперь не нужно заново создавать дизайн-компоненты для единообразных экранов.

«Понятно, что мы делаем»: прозрачные задачи

Бизнес-блоки ПСБ работают по принципу: «Хочешь обрадовать клиентов — спроси, что они хотят». Менеджеры собирают обратную связь, анализируют обращения в контакт-центр, предлагают клиентам протестировать прототипы. Например, в 2022 году по отзывам пользователей был сделан редизайн приложения: самые востребованные функции (выписка, распознавание платежек, СБП) переехали на главный экран. Кстати, это высоко оценили на юзабилити-тестах Markswebb.

Когда продакт ставит новую задачу разработчикам, то всегда рассказывает, сколько клиентов хотят ее увидеть и как она облегчит решение их задач. Команда разработки вместе с менеджерами проходит клиентский путь и совместно находит лучшие идеи. Когда бизнес и разработка действуют плечом к плечу, ясно представляя общую цель, растет совместное вовлечение в продукт: «Как мне сделать свою часть приложения, чтобы людям было удобно этим пользоваться?»

Бизнес объясняет, что и почему нужно делать, а не просто говорит «делай так». Это ценно для разработчика: он может внести идеи и корректировки на ранних стадиях фичи, что позволяет сделать технически более правильные и эффективные решения.

Разработка идет в кросс-функциональных командах, поделенных по бизнес-юнитам. В каждую входят iOS- и Android-разработчики, дизайнеры и бизнес-заказчики. Это позволяет им быть в общем инфополе, обмениваться опытом и легко масштабировать разработку.

Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»

«Пионеры мобильного банкинга»: ПСБ на переднем крае технологий

Банковское приложение — это сервер плюс тонкий клиент, в котором главное — пользовательский опыт. Поэтому мобильным разработчикам, аналитикам и дизайнерам важно выстроить выверенную бизнес-логику — так, чтобы клиент достигал своих целей за минимальное количество шагов.

Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»«Непросто и интересно было разработать функциональность для оплаты счетов. Кроме юридических нюансов, сложность в том, что пользователю нужно вводить много данных (счет получателя, ИНН и прочее). Нам нужно было „прочитать желание клиента“ и сократить работу с полями. Мы сами ставили эксперименты, как будем вести себя при использовании той или иной фичи, замеряли результаты и в итоге здорово оптимизировали платежку».
Елена Кочергина, начальник отдела по развитию мобильного банка ПСБ

Более технологичные задачи тоже есть: это и использование камеры для фотографирования документов, и работа с картами и платежными системами через NFC, и другие подобные.

Разработчики ПСБ не раз становились пионерами в российском мобильном банкинге. Например, они первыми реализовали технологию myDSS. Такой модуль позволяет подписывать любые документы с помощью биометрии (отпечатка пальца или сканирования лица). В ПСБ его вшили в приложение, избавив клиентов от необходимости устанавливать сторонние приложения для электронной подписи. Другой пример: в ПСБ первыми на российском рынке эквайринговых услуг интегрировали в приложение возможность принимать платежи с помощью смартфонов, не выходя из мобильного банка: клиент оплачивает покупку, поднеся свой смартфон или карту к смартфону продавца.

Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»

Не только мобильная разработка

Блок ИТ занимается не только мобильной разработкой. Активно развиваются и веб, и бэкенд.

Главная задача команды веб-разработки на ближайшее время — завершить адаптивную версию интернет-банка, подходящую для компьютеров и мобильных девайсов.

Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»«Многие клиенты с Apple вместо мобильного банка пользуются интернет-банком. Мы адаптировали его интерфейс к мобильным устройствам».
Елена Кочергина

Актуальные задачи в бэкенде — полный переход на микросервисную архитектуру и отказ от монолитных решений, единая SSO-авторизация, а также импортозамещение СУБД и OS серверов приложений

Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»

Свобода и развитие

ПСБ предоставляет большую свободу в принятии решений. Если сотрудник видит, как сделать продукт лучше, он может предложить идею, и она будет реализована. Технических улучшений это тоже касается: идеи для многих важных внутренних изменений, например, по внедрению async/await, были предложены и обоснованы сотрудниками.

ИТ-команда ПСБ быстро расширяется, открывая долгосрочные перспективы роста. Расти можно как в рамках менеджерского карьерного трека (на позицию тимлида, проджекта или продакта), так и технического. Senior-специалисты могут стать техлидами-наставниками, архитекторами или перейти в отдел управления техническим развитием. Там работают «суперсеньоры», которые 100% времени занимаются самыми сложными техническими (а не клиентскими) задачами. Технический рост ускоряется благодаря обмену опытом — команда мобильной разработки регулярно проводит внутренние митапы, а также выступает на внешних мероприятиях и публикуется на «Хабре».

Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»«В нашей команде важно уметь общаться: так формулировать идею, чтобы другие поняли; быть готовым поставить себя на место коллеги и решить общую задачу. Для джунов полезно также умение схватывать на лету. Если можешь сразу увидеть аналогии и понять, как еще можно использовать новые знания, — вырастешь еще быстрее».
Кирилл Маканков
Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»

Присоединяйся к команде!

В активе блока ИТ ПСБ — продуктовая разработка на современном стеке и ощутимая свобода в принятии решений. Экспертная команда из 3000 разработчиков, аналитиков, тестировщиков, продакт-менеджеров и скрам-мастеров берет на себя и реализует сложные проекты, поэтому здесь есть серьезные ресурсы под проекты и возможности пробовать новые решения. Например, не отказывать себе в новых технологиях из-за их несовместимости с существующим ядром.

В стратегии ПСБ — вертикальный взлет бизнеса до высот на уровне лучших коммерческих банков. Такие масштабные задачи реально решать только с сильной ИТ-командой, и для этого в блоке ИТ созданы оптимальные условия: удобный формат работы по договоренности с командой, расширенное ДМС для сотрудников и их близких, возможности для постоянного развития во внутренних сообществах, внешнее обучение и участие в конференциях. Еще в ПСБ есть система премирования, компенсация расходов на путешествие и фитнес и приятные бонусы от продуктов банка и партнеров.

Присоединяйся, чтобы развиваться в сильной и стабильной команде с большими возможностями для реализации смелых идей!

Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»
Подпишитесь на push-уведомления hh.ru